Загальне
Голёнова И.А., Жукова С.Ю.
УО «Витебский государственный медицинский университет»
ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СДО «MOODLE» В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
Для подготовки высококвалифицированных специалистов в современных условиях широко используются технологии смешенного обучения, предполагающие использование в образовательном процессе как традиционных, так и инновационных методов обучения. С целью повышения качества образования и создания оптимальных условий для саморазвития личности студента в большинстве вузов применяется дистанционное обучение, основанное на использовании современных телекоммуникационных технологий.Дистанционное обучение – это целенаправленно организованный процесс синхронного и асинхронного интерактивного взаимодействия обучающихся между собой и со средствами обучения, инвариантный к их расположению в пространстве и согласованный во времени, осуществляемый с использованием информационных и педагогических технологий [1]. При асинхронном взаимодействии студент работает с учебным материалом в удобное для себя время. При синхронном – преподаватель и студенты одновременно участвуют в учебном процессе (интерактивное ТВ, аудио- и видеоконференции, телевизионные лекции и консультации).
Для реализации дистанционного обучения нами используется программная среда Moodle. Moodle – автоматизированная система управления курсами, также известная как система управления обучением или виртуальная обучающая среда. Представляет собой свободное web-приложение, позволяющее создавать курсы и web-сайты для online- обучения. Это постоянно развивающийся проект, основанный на теории социального конструктивизма (сотрудничество, активное обучение, критическая рефлексия и пр.) [2].
Использование системы управления обучением Moodle позволяет обеспечить:
– многовариантность представления информации;
– интерактивность обучения; создание постоянно активной справочной системы;
– многократное повторение изучаемого материала;
– автоматический контроль результатов учебной деятельности;
– создание и хранение портфолио студентов;
– регулярный мониторинг работы студентов помощью просмотра статистики посещений, времени и содержания работы в системе;
– широкие возможности для коммуникации;
– анализ потребностей студентов, основанный на результатах анкетирования и опросов.
В рамках реализации технологии дистанционного обучения нами разработан курс «Основы медицинской статистики» для студентов фармацевтического факультета, который состоит из 5 ресурсов: «Нормативные документы», «Теоретический раздел», «Практический раздел», «Блок контроля знаний», «Справочные и вспомогательные материалы».
Нормативные документы дают общие сведения о курсе и включают: типовую и учебную программу дисциплины, тематические планы лекций и практических занятий, расписание занятий, контрольных и самостоятельных работ, а также графики проведения консультаций и отработок.
Теоретический раздел дисциплины представлен в виде нескольких подразделов: методические материалы и рекомендации для студентов, методические материалы для преподавателей, учебный модуль, презентации, аттестационные материалы.
Методические материалы и рекомендации для студентов содержат общую информацию по изучению учебного курса «Основы медицинской статистики», требования по уровню подготовленности студента при завершении изучения дисциплины, рекомендации по изучению отдельных тем курса, а также по выполнению контрольных и самостоятельных работ (в том числе и контролируемых), по подготовке к зачету.
Методические материалы для преподавателей представлены в виде скрытых документов и содержат указания по проведению практических занятий, самостоятельных и контрольных работ, а также методические разработки по всем темам курса «Основы медицинской статистики» с подробными решениями предлагаемых на занятии задач.
Учебный модуль представлен в виде интерактивных лекций. Лекции должны стимулировать активную познавательную деятельность студентов, способствовать формированию их творческого мышления. Интерактивная лекция позволяет преподносить учебный материал в гибкой форме, а также напоминает компьютерную игру с нелинейным развитием сюжета. Данная лекция представляет собой веб-страницу с вопросами, в начале страницы дается объяснение фрагмента учебного материала, а в конце страницы предлагаются вопросы, на которые обучающийся должен ответить. Если студент дает правильный ответ, то загружается следующая страница лекции, иначе обучающемуся предлагается еще раз прочитать плохо усвоенный фрагмент учебного материала и заново ответить на предложенные вопросы темы.
Дистанционная лекция может быть как тренировочной (для изучения и закрепления изученного материала), так и с элементами контроля, позволяющими преподавателю своевременно выделить те элементы курса, которые вызвали наибольшие затруднения. Тренировочную лекцию можно просматривать неограниченное число раз, лекция с элементами контроля, как правило, имеет ограничение по времени. Особенностью данной лекции является тот факт, что система не «выбрасывает» обучающегося в случае превышения времени, отведенного на лекцию, и студент в любой ситуации сможет закончить ее изучение, но, тем не менее, ответы на контрольные вопросы после лимита времени не будут учтены. Наряду с информационно-познавательным содержанием интерактивная лекция имеет эмоциональную окраску благодаря использованию в процессе ее изложения слайдов, видеороликов, что способствует лучшему усвоению студентами учебного материала и, как следствие, эффективности учебного процесса. Использование презентаций на лекции способствует повышению интереса и общей мотивации благодаря новым формам работы; активизации и индивидуализации обучения.
Практический раздел включает методические указания по подготовке к практическим и лабораторным занятиям, задания к занятиям, задачи для самостоятельного решения, а также образцы решения задач по всем темам курса. На практических и лабораторных занятиях происходит осмысление теоретического материала, формируется умение убедительно формулировать собственную точку зрения, а использование системы дистанционного обучения Moodle способствует повышению познавательной активности студентов.
Блок контроля знаний студентов по дисциплине «Основы медицинской статистики» включает контрольные вопросы и задания по всем темам дисциплины, критерии оценки знаний студентов. Данный блок организован при помощи тренировочных тестов и тестов контроля знаний, что позволяет быстро и качественно оценить уровень подготовки студентов. Тренировочные тесты предназначены для внеаудиторного контроля и используются при подготовке к контрольной работе или зачету. Тесты контроля знаний используются в аудиторной работе для текущего контроля знаний и применяются как аналог контрольной работы или в качестве итогового контроля (зачета).
Тесты представлены в двух формах:
1) тестовые задания закрытого типа (задания с коротким решением), при выполнении которых студент выбирает один или несколько ответов из заранее предложенных вариантов;
2) задания в тестовой форме открытого типа: полноценные задачи, на решение которых отводится достаточное количество времени. В задачах данного типа студенту необходимо самостоятельно ввести ответ, а не выбирать из предложенных вариантов.
Все вопросы тестов хранятся в базе данных по категориям и могут быть использованы при создании различных по наполняемости тестов. Из выбранной категории вопрос в тест, а также и порядок вопросов в тексте осуществляются по принципу случайной генерации. Соответственно формируются и сами ответы, что затрудняет возможность списывания и механического запоминания. Обучающие тесты студент может проходить неоднократно, и каждая его попытка оценивается отдельно. Для каждого студента количество попыток прохождения теста может быть установлено преподавателем. В качестве итоговой оценки преподаватель может выбрать высший, средний или низший балл, либо оценку последней или первой попытки. При оценивании теста можно начислять штрафные баллы за каждую попытку, а также начислять различные баллы за каждый вопрос теста. Пройдя тест, студенты имеют возможность просмотреть свои баллы как непосредственно после попытки, так и позже, когда тест будет закрыт.
На наш взгляд, тесты самоконтроля являются полезным и необходимым звеном, поскольку студенты имеют возможность повторить ранее изученный материал и обратить внимание на допущенные в процессе выполнения ошибки. Такие тесты являются неотъемлемой частью самостоятельной работы студентов. Они активизируют мыслительные операции, развивают память, внимание. Как свидетельствует практика, важным, стимулирующим самостоятельную работу студентов моментом является четкая оговоренность процедуры диагностики и контроля, а также возможность выполнения тестов в любое время суток.
Справочные и вспомогательные материалы содержат список рекомендованной литературы и список литературы, имеющийся в библиотеке УО «ВГМУ», раздаточный материал и наглядные пособия, основные математические формулы и схемы, статистические таблицы, глоссарий, а также текущий рейтинг студентов, форумы для консультаций и анкеты по качеству курса.
Глоссарий позволяет организовать работу с терминами. Система позволяет создавать как глоссарий курса, так и глобальный глоссарий, доступный участникам всех курсов. Термины, занесенные в глоссарий, подсвечиваются во всех материалах курса и являются гиперссылками на соответствующие статьи глоссария.
Форум позволяет реализовать интерактивный режим, обеспечивая рефлексивно-коммуникативную функцию, и используется для обсуждения учебных проблем и проведения интерактивных и отсроченных во времени консультаций.
Информация о текущем рейтинге студента позволяет стимулировать студента к регулярной и систематической работе над освоением дисциплины в течение семестра, внести в процесс обучения элемент состязательности, заинтересовать студента в успешном усвоении каждого раздела дисциплины, так как все они вносят вклад в формирование рейтинга.
Анкеты по качеству курса позволяют выявить пробелы в обучении, понять преподавателям, хорошо ли структурирован материал, ясно ли он изложен, достаточного качества ли раздаточные материалы и другое.
Кроме вышеперечисленного, система дистанционного обучения Мoodle предоставляет преподавателю инструменты для анализа различных параметров работы студентов: продолжительность работы, количество попыток прохождения теста, отчет о просмотре студентом различных разделов.
В заключение отметим, что настойчивое и последовательное применение средств и методов дистанционного обучения позволило:
– обеспечить беспрепятственный доступ студентов к источникам современной информации, включая редкие и дорогостоящие, недоступные в библиотеке УО «ВГМУ»;
– предоставить студентам средства для самоконтроля и оптимизации усвоения учебного материала при домашней подготовке к семинарским занятиям (путем доступа к интерактивным лекциям и обучающим тестам);
– обеспечить объективизацию оценки уровня подготовки студентов.
Список использованных источников
1. Коневалова, Н. Ю. Инновационная педагогическая деятельность в высшей школе: метод, пособие / Н. Ю. Коневалова, И. В. Городецкая, И.И. Гарновская. – Витебск: ВГМУ, 2010. – 70 с.
2. Ефименко, Т. И. Проблемы разработки электронных учебно-методических комплексов в учебном процессе высшей школы / Т.И. Ефименко, А.А. Рахманин. – Чита: ГОУ ВПО ЗабГГПУ, 2009. – 103 с