Загальне
Несмотря на повсеместное распространение систем дистанционного обучения, в частности MOODLE, и признание ее одной из лучших систем разработки дистанционных курсов и поддержки дистанционного обучения, имеется ряд проблем в сфере внедрения ее в учебную практику
Штомпель Н.Э.
Харьковский национальный университет городского хозяйства им. А. Н. Бекетова
ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ MOODLE В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ УКРАИНЫ
Несмотря на повсеместное распространение систем дистанционного обучения, в частности MOODLE, и признание ее одной из лучших систем разработки дистанционных курсов и поддержки дистанционного обучения, имеется ряд проблем в сфере внедрения ее в учебную практику.
Каждый вкладывает в процесс внедрения дистанционного обучения свой смысл:
- Преподаватели, привыкшие к лекционной системе, имеют в виду вебинары — им хочется выполнять привычные действия только через интернет.
- Издательства подразумевают под дистанционным обучением электронные учебники для самостоятельного обучения студентов или для использования их в очной форме.
- Руководство вузов представляет себе «магический черный ящик», в который можно поместить студентов на первом курсе и вспомнить о них уже при выдаче диплома.
- Также вузам необходима централизованная система тестирования работ с автоматической проверкой на плагиат.
- Таким образом дистанционное обучение представляется многим своеобразной «серебряной пулей» решающей все проблемы высших учебных заведений: появление учебных программ и их сертификация по образовательным стандартам третьего поколения, внедрение болонской системы и модульного обучения с ветвистым деревом компетенций. Преподаватели перестанут брать взятки, помолодеют и осовременятся, студенты перестанут «сдавать» и начнут «изучать». В действительности, понятие дистанционного обучения намного шире всего этого и представляет собой новую модель учебного процесса, а не просто перенос в online привычных практик, вместе с отсканированными методичками, набитыми на скорую руку тестами и добавлением функции интернет-магазина.
Наряду со ставшими «традиционными» техническими проблемами, среди которых можно назвать отсутствие или же необходимое количество компьютерной техники, ее технологичность, мощность, быстродействие, способность к взаимодействию, покрытие территории вуза сетью Wi-Fi, можно выделить и более глубинные «ментальные» проблемы, препятствующие внедрению дистанционного обучения: инертность мышления преподавателей, большая загруженность и нехватка времени, нежелание или неспособность воспринимать перемены, которые очень часто превращают процесс в обычную имитацию. Нельзя также забывать о мотивации студентов к активному участию в данном процессе.
Таким образом, на сегодняшний день в Украине можно выделить следующие основные группы проблем, препятствующих развитию дистанционного обучения:
- технические
- организационные
- кадровые
- финансовые
- психологические.
Существует немало примеров авторитетных высших заведений, которые обеспечивают активную организационную, в том числе поддержку на уровне руководства и техническую поддержку процессам внедрения дистанционного обучения, активно и успешно обучают преподавателей, разрабатывают все новые и новые курсы, а процесс «не идет», потому что отсутствует мотивация.
Преподаватель и студент недостаточно мотивированы, чтобы быть вовлеченными. Что же необходимо предпринять, чтобы изменить сложившее положение вещей?
Во-первых, должны быть созданы четкие законодательные и нормативные предпосылки для внедрения дистанционной формы обучения – она должна быть полностью «узаконена». Это будет составлять основу мотивации студента, потому что, только четкое и гарантированное знание того, что занимаясь дистанционно, он получит такой же диплом, как и при других формах обучения, может привлечь его экрану ноутбука, планшета или смартфона.
Во-вторых, должны быть созданы мотивационные условия для преподавателей, занимающихся внедрением этого процесса: повышенная оплата за разработку и ведение дистанционных курсов а также система других поощрений.
Список использованных источников
- Андреев А.В., Андреева С.В, Доценко И.Б., 2008. Практика электронного обучения с использованием Moodle Издательство: ТТИ ЮФУ.
- Болюбаш Н. М. Організаційно-методичні аспекти навчання на базі інформаційного середовища MOODLE / Н. М. Болюбаш // Наукові праці [Чорноморського державного університету імені Петра Могили комплексу "Києво-Могилянська академія"]. Сер. : Педагогіка. - 2012. - Т. 199, Вип. 187. - С. 55-60.
-
Дьяченко А. Moodle, как платформа организации e-Learning и дистанционного обучения. [Электронный ресурс ]. Режим доступа: http://megamozg.ru/post/7206/